Страница 1 из 1

RUS 16 "Spirit of freedom"

СообщениеДобавлено: 21 мар 2012, 04:07
Шурик
Для тех, кто не знает, в прошлом году я сделал корпус ММ, частично из потолочки, частично из картона. Конструкция и технология была обкатана на Footy, поэтому всё получилось с первого раза, конечно яхту надо ещё обкатать, но в голове уже созрел новый проект, о котором собственно и пойдет речь в дальнейшем. По мере строительства буду выкладывать материалы, а пока - концепция.
Я всегда старался избавиться от ненужных, сложных в изготовлении или не понятно как работающих деталей, сначала это были «веревочки», потом левая резьба на оттяжке гика, затем крепление стоячего такелажа и шкотов, ну и т.д. и т.п.
Теперь дошла очередь упразднить и оттяжку гика, основное назначение которой – обеспечить натяжение задней шкаторины при регулировке «пуза» паруса. Сейчас на парусном вооружении типа унариг и свинг, у которых гик жестко закреплен на оси вращения, используют совмещенную регулировку пуза и натяжения задней шкаторины на шкотовом угле паруса. Система предельно простая и её можно использовать на любом парусном вооружении, особенно на небольших яхтах, но даже от неё я решил отказаться. Сделаем так, чтобы при регулировке пуза паруса натяжение задней шкаторины поддерживалось автоматически. Для этого нужно лишь всего заставить шкотовый угол двигался по дуге окружности с центром в топовом угле паруса, тогда натяжение задней шкаторины не будет меняться при изменении пуза паруса. Учитывая незначительные перемещения шкотового угла паруса, это достигается просто изгибом гика грота на определенный угол, который нам в любом случае придется делать, чтобы при крене не цеплять им воду.
Что мы получим в результате такого «самовольства»:
  1. мы избавились по крайней мере от 5 деталей без нарушения функциональности системы;
  2. мы можем опустить гик вплотную к палубе, а значит обойтись без пилона, ограничившись гермовыводом;
  3. отсутствие подкоса, позволяет поместить точку крепления шкота ближе к мачте, а значит, при использовании рычага уменьшить его размеры, обойтись без полиспаста и получить более компактную и простую систему управления;
  4. снижение центра парусности улучшит креновые характеристики яхты;

СообщениеДобавлено: 21 мар 2012, 10:38
Bolshoy
А фоты где? :)

СообщениеДобавлено: 22 мар 2012, 02:06
Шурик
Фотографии появятся в процесс постройки, через пару недель, пока концепция.

В качестве привода парусов будет использоваться в любом случае лебедка с кожухом, это будет или SW4805-4PA, со сделанным заново кожухом и барабаном, или лебедка на базе сервы с максимально-возможным углом поворота. Конструкция системы управления будет универсальная, т.е. позволяющая заменить лебедку на рычаг без всяких переделок. Система получилась совершенно случайно, когда пришлось вместо планируемой лебедки ставить на первую ММ рычаг. Хорошие вещи надо доводить до ума, этим и займёмся.

Плёночные паруса переменной жесткости – неизменный атрибут моих яхт, никакой альтернативы им пока не предвидится. Для тех, кто рискнёт их попробовать, картинки поясняют принцип формирование профиля паруса, остальное, только своими ручками и методом проб и ошибок. Как выглядят паруса, можно посмотреть на фотографиях «Зеленоградской регаты», мой номер 17.
Стаксель с передней жесткой кромкой из пластика, что позволяет избавиться от массы совершенно лишних «веревочек», оставив только одну, для регулировки натяжения стакселя.
В формате ММ, грот проще сделать с карманом, чем заниматься изготовлением колец или вязать петли. Грот обрежу по верху (ох уж эта не любовь к треугольным парусам) и вместо дробного, получится полное вооружение. Площадь получится поменьше, но не всегда это и минус. Грот небольшой и легкий и это позволит обойтись без поддержки и регулировки положения передней шкаторины грота, на «800» это было необходимо делать.




СообщениеДобавлено: 22 мар 2012, 09:11
Павел Часовитин
Саша, а как слои пленки между собой соединяешь? Из какого пластика передняя шкаторина стакселя делается?

СообщениеДобавлено: 22 мар 2012, 16:22
Шурик
Павел, решений может быть очень много, всё зависит от доступности материалов но это совершенно не критично в данном случае. Для парусов я использую голографическую металлизированную пленку для упаковки, которая у нас продается в рулонах по два метра, но подойдет и любая другая. Для передней кромки подойдет любая полоса из пластика толщиной около миллиметра и шириной 3-4 мм, в любом строительном магазине продается куча разных пластиковых профилей, из которых её можно вырезать.
Рисунок условный, просто чтобы была понятна идея. Для ММ, Footy или RG-65 достаточно будет наклеить на пленку один слоя обыкновенного скотча, а для «800» проще сделать заднюю часть паруса из более жесткого материала, например из пластиковой папки из канцтоваров.
Самое сложное в изготовление такого паруса - технология, одно неверное движение и вся ранее проделанная работа пойдет насмарку, скотч от пленки не отдерёшь и заново не переклеишь.
Секретов из этого я делать не буду, но про это в другой теме, начинай, а я подскажу.

Я часто буду ссылаться на Footy, потому, что многие решения найденные при его изготовлении будут использоваться и на ММ, поэтому, если что-то не понятно, посмотрите тему по ссылке: http://forum.rcdesign.ru/f69/thread228719.html
Корпус опять будет комбинированный, потолочно-картонный, грех отказываться от проверенных и удачных решений. Можно было бы сделать корпус и из «фруктовой» фанеры, прошлифовав её до двух миллиметров (друг делал из неё Jif-65 - очень хорошо получилось), но это на будущее. Поскольку гик будет очень низко, рубки не будет, короче, получится «авианосец» с совершенно ровной палубой и двумя, стоящими по оси корпуса гермовыводами шкотов. Крепление, вант, стакселя, ахтерштага будет интегрировано в корпус, гермолюк в кормовой части как на Footy, вровень с палубой, да еще он попадает в зону «окраски» скотчем, видно его практически не будет. Кстати такая нетрадиционная окраска, как на Footy, появилась совершенно не случайно, на большом расстоянии она позволяет однозначно определить ориентацию корпуса яхты, что не всегда удается сделать даже по разноцветным парусам. Гермовыводы конструктивно будут такие же как и на Footy – стеклярус в трубке от гелиевой ручки, минимальное трение при хорошей герметичности и простоте конструкции.

СообщениеДобавлено: 14 апр 2012, 00:13
Шурик
Пока недостающие комплектующие в пути, займемся разработкой проекта и конструкции яхты. Корпус яхты претерпел незначительные изменения, по сравнению с первым проектом, но низко расположенный гик заставил изменить очертания палубы – появились боковые скосы чтобы уменьшить затенение паруса при крене яхты. С ними «авианосец» не получается, получается «Стелс», ну да ладно.
Файл теоретического чертежа как всегда в «FreeShip», вставить его что-то не получается, поэтому только картинка.

Наклонные листы обшивки палубы повлекли за собой изменение конструкции ССН, пришлось думать. :(
В настоящий момент прорисованная конструкция выглядит так:

СообщениеДобавлено: 18 май 2012, 22:21
Шурик
Я сегодня закончил яхту, даже номер налепил. Завтра отрегулирую расходы и на «большую воду», на обкатку.

Резюме.
Конструктивно яхта удалась. Прочности корпусу из потолочки и картона вполне хватает, возникает желание замахнуться на RG65 или даже на 800, надо только найти изюминку, ради чего её стоит делать. Рангоут без оттяжки оправдал все ожидания, всё работает как и планировалось. Гик грота в 10 мм от палубы, гик стакселя в 15. Если кого-то волнует индуктивное сопротивление от перетекания воздуха между корпусом и палубой – то тропа проложена, вперед. Лебедка придет наверное на следующей неделе, а пока установлена стандартная серва Sanwa (srm 102), которая преподнесла приятный сюрприз – она хладнокровна выдала расход порядка 130-140 градусов, поэтому обошлось без полиспаста, под который я даже не предусмотрел точек крепления шкотов.
Надо сказать, что я не особенно боролся за «культуру веса», но весовой расклад получился такой: корпус – 180 грамм, балласт – 490, рангоут с парусами – 75, аппаратура -135; итого – 880 грамм.
В общем - получил море удовольствия от сборки этой яхты, чего и вам желаю.
Фотографии готовой яхты - после спуска на воду, а пока - процесс изготовления.

СообщениеДобавлено: 19 май 2012, 20:29
Шурик
Что-то повалило мне, не к добру. :( Пришла посылка из Гонконга, значит пришло время заняться вплотную «Змеёнышем». Обкатка яхты прошла удачно, послушна, управляема, явных косяков пока не обнаружено, мелкие недостатки были ожидаемы и легко устранимы. Ходит яхта или плавает - покажет регата, но посмотрев снятый ролик, надеюсь, что ходит. Чувствую, что придется довести до ума первую ММ, чтобы было с чем сравнивать. Фотографии, «оставшиеся за кадром», поясняют, как всё устроено и работает. Паруса усиливал цветным скотчем специально для Павла, больше такого не повторится, только «зеркалка» с бесцветным скотчем - нефиг выпендриваться, отступления допустимы только тогда, когда это предусмотрено проектом. В загашнике у меня проект «Призрак», под усовершенствованный унариг , вот там это будет уместно.
В преддверии первого этапа «Зеленоградской регаты 2012», желаю удачи всем участникам гонок.

СообщениеДобавлено: 19 май 2012, 21:03
Bolshoy
занятный корабь получился!
Паруса в шаблон вписываются? Этот вопрос задался, когда я увидел срезанный фаловый угол на гроте.

СообщениеДобавлено: 19 май 2012, 22:12
Шурик
Конечно, грот обрезан по верху, стаксель по низу.

“Spirit of Freedom 2” или повторение пройденного.

СообщениеДобавлено: 12 июн 2012, 15:17
Шурик
Повертев и так и эдак недоделанный корпус первого ММ, я понял, что доделывать его не буду, в том виде в котором он задумывался, он для меня интереса уже не представляет, для некоторых узлов уже найдены лучшие решения, а доделывать почти готовый корпус без возможности внесения новшеств и кардинальных изменений – пустая трата времени. Наверное, сказывается переделка Виктории и Триумфа, когда ты во многом ограничен, да и уже как-то привык, что изготовление корпуса это – всёго лишь «финальный аккорд» в изготовлении яхты.
У “Spirit of Freedom 2” будут такие же обводы, как и у недоделанного корпуса ММ. Сделаю съёмный киль и регулировку положения мачты, не то чтобы особо надо, а для того, чтобы создать конструктивный задел на будущее. Наконец-то поставлю лебедку и попробую специальный алгоритм управления парусами, который трудно реализовать на рычаге с моей аппаратурой.
В остальном всё как обычно, просто море удовольствия. :)

PS. Если у кого-то возникнит желание повозиться с недоделанным корпусом, дайте знать, иначе просто отнесу на помойку.